[status]полоз[/status][fandom]marvel[/fandom][icon]https://i.imgur.com/Pvujd5Z.png[/icon][lz]слышу вой под собой, вижу слезы в глазах, это значит, что зверь почувствовал страх
[/lz]
Он берет ее с собой впервые и ревностно следит за каждым ее взглядом на Будапешт. Люди живут воспоминаниями. Приезжая в город, в котором уже были, они ищут глазами знакомые здания, идут по тем же улицам и проспектам, изменившийся облик города они воспринимают, как предательство. Я помню его другим, я знаю, каким он должен быть на самом деле, Будапешт уже не тот…
Ванда попадается в ту же ловушку. словно проваливается в яму с острыми кольями, спрятанную под кучей осенних листьев. Виктор задерживает на ней взгляд, и она замолкает.
Это аберрации памяти, дорогая, ты что-то путаешь, в Йожефвароше нет цыган, может, и не было… Он не хочет, чтобы у нее была какая-то жизнь до него.
Господин Ракоши не сел бы за один стол с цыганкой, будь она даже королевой Великобритании, а не Латверии, но слово господин, произнесенное бархатным тихим голосом Ванды, режет слух. Он сам назвал его так - непростительная ошибка. Такая же, как искать цыганские общины в Йожефвароше.
- Возможно, господин Ракоши бы не сел, - Виктор говорит мягко и ровно, его не задевает открытая дискриминация, она не должна волновать и его жену. - Но товарищ Ракоши стерпит и не такое. Адриан распорядится накрыть ужин в малой столовой.
Память - самое глупое, за что можно цепляться, к чему можно апеллировать. Иррациональное желание вернуться в детство, в пору беспечности и беззаботности, в райский сад, о котором писал Джон Мильтон. Все не так, как ты помнишь, Ванда. Воспоминания проходят шлифовку временем, как галька становится гладкой от постоянных приливов, исчезают шероховатости и острые углы, остаются плавные линии, безупречная глянцевая поверхность. В них не остается правды - она неудобна, некрасива, корява и неприглядна, ложь накладывает штриховку, как женщины накладывают пуховкой тонны пудры, маскируя синяки на лице.
Виктор не хочет, чтобы у Ванды были воспоминания. Он работает над этим. Фильм “Газовый свет” выходит в разгар войны - он не о войне, как большинство фильмов того времени, он о мире искаженного восприятия, подмены воспоминаний, фальсификации реальности, гладкой приятной лжи, которая победила правду.
Тебе это нравится, Ванда - когда грубо, когда больно, когда из рваных ран сочится кровь и приходится сжимать ноги, как делают роженицы, зажав коленями пеленку, врач должен знать, насколько сильное кровотечение, ложись на спину, подними ноги вверх, стальные кандалы защелкиваются на щиколотках… Тебе хорошо, Ванда.
Не смей касаться никого, кроме мужа. Носи плотные перчатки, которые снимаешь только в спальне.
Не смей вспоминать прошлое - его не было. Ничего этого не было, открой глаза, посмотри внимательно - прими реальность, как города принимают безобразный социалистический новодел, уродующий исторический центр, в котором сплошь аккуратные домики из немецких сказок. Ты счастлива, Ванда.
“Отличие нас и вас в том, что за вами всегда приходят каратели и никогда строители, а за нами идут строители и никогда каратели,” - Юрий Владимирович любит пофилософствовать после кофе, раскуривая кубинскую сигару. Риторика победителей. Разрушенные европейские города застраиваются типовыми каменными уродцами, на месте некоторых деревень выжженные поля, часть городов не восстанет из пепла птицей феникс, останется стертой с лица земли, со временем люди забудут их названия. Победители перепишут учебники истории на новый лад.
Виктор знает, что на подобные фразы не нужно отвечать, разговор не для ожесточенного исторического спора, обмена аргументами и доводами, отстаивания своей точки зрения. У советского посла пронизывающий цепкий взгляд, словно в многочисленных секретных лабораториях, разбросанных по разным закрытым городам Союза, уже изобрели аппарат для чтения мыслей, поэтому Виктор смотрит в окно: разговор для того, чтобы проигравшие склонили голову, соглашаясь.
Виктор соглашается. Молчит про систему ГУЛАГ и бессчисленные лагеря, чистки в высших чинах после войны - бей своих, чтобы чужие боялись, никому не верь, никого не жалей. Нашумевшее дело жены высокопоставленного генерала НКВД, что во время немецкой оккупации жила с комендантом города, носила дорогие платья и лично наблюдала за казнями мирного населения в газовых камерах. Фашистская подстилка. Потом писали, что нашлись свидетели ее помощи в партизанской войне. Оправдали. Выпустили. Она даже вернулась к мужу-генералу, кажется, через несколько лет у них родилась дочь, дальше Виктор перестал следить. Реабилитировали. Вряд ли принесли извинения - Советский союз не извиняется, он лишь разрешает тебе жить и работать дальше.
Все сделали вид, что забыли, газеты заткнули жадные рты, подавившись собственными статьями. Ее имя, которое полоскали в передовицах, перестали произносить вслух, даже шепотом говорили, оглядываясь: у Советов везде спецслужбы, знаешь ли, с кем откровенничаешь, товарищ? Черные воронки у парадных. Воспоминания? Ничего не было, клевета и ложь, надумать решил, опорочить, оскорбить, это изменой попахивает - вонью с норильских шахт и воркутинских камер. Все тонет в газовом свете.
Адриан входит бесплотной тенью, Ванда больше не вздрагивает при его приближении, не шепчет беззвучно побелевшими губами: не человек вовсе. Адриан склоняет голову: “Товарищ Ракоши просит передать, что в городе введен комендантский час, он убеждал меня, что правительство держит все под контролем, но, с вашего позволения, ваше величество, я сомневаюсь в этом. Вергерские повстанцы… Они называют это борьбой за освобождение Венгрии. Восстание набирают силу, и Будапешт не справится в одиночку, к тому же… Он не на стороне правящей партии. Полагаю, Москва введет в город войска к утру. Я попросил бы вас не стоять близко к окнам, ваше величество”
Виктор слушает, почти не двигаясь, лишь касается пальцев Ванды, тянет с ее руки перчатку. Над улицей сгущаются осенние сумерки, скоро они превратятся в ночь, окрасятся кровью. Выстрелы прозвучат вместе с криками “Смерть советским оккупантам!” и заглушат их. Крикуны останутся лежать на улицах и площадях.
- Глупо, - Виктор сжимает тонкие пальцы жены, сдавливая обручальное кольцо. - Им стоило знать, что в советских учебниках истории самая часто повторяющаяся фраза: восстание было жестоко подавлено.
Он не отходит от окна, не делает даже шага назад. У нас билеты в первый ряд, дорогая, потом победители объяснят всему миру, что здесь происходило, воспоминания станут ложью, отшлифованной галькой, на вкус соль и горечь…
Когда армия фон Дума входит в Думштадт, ему приносят ключи от города - всего лишь символ, лежащий на бархатной подушке. Как корона или скипетр. Королевская мантия. Виктор приказывает сделать для Адриана ошейник и запирает его этим ключом.
- Мы будем ужинать здесь, Адриан. Прикажи принести красное вино.
Отредактировано Victor Von Doom (2023-11-16 09:04:23)