эдмунду кажется, что пространство вокруг него наполняется зимой. он едва открывает рот, чтобы ответить, но грудную клетку сковывает спазм, и он только и может, что глупо разглядывать инициатора этой экспедиции, так и не находясь с ответом. его зовут каспиан - имя слишком претенциозное, чтобы он был обычным человеком. и эдмунд, задыхаясь в моменте, отчего-то чувствует, что знает его.
самого каспиана он еще ни разу не встречал - в этой жизни нет, - но знает, каким он может быть. эдмунд замечает, как тот крепче сжимает руль, будто бы нервничает? нет, вряд ли. скорее раздумывает над чем-то. эдмунд поднимает взгляд выше, сталкивается с мягкими чертами лица того-самого-каспиана и про себя отмечает, что такая _деликатность_ не свойственна правителям. английским аристократам? возможно. но не тем, кто будет принимать решения.
эдмунд вспоминает, каким отрешенным порой бывал питер в те редкие разы, когда он все-таки находил дорогу домой. с ним было невозможно спорить, питер оказывался непробиваемым, и он стоял на своем до конца, даже если был не прав. эдмунд терпеть не может такое поведение, но даже он признает, что питер - лейтенант питер певенси - призван управлять.
каспиан-из-википедии, которого эдмунд сейчас видит перед собой, только учится этому. есть в такой иерархии что-то неправильное, будто бы эдмунд не должен подчиняться.
будто бы ему лучше быть наравне, а не под.
под управлением, разумеется.
- я не понимаю, о чем ты, - хмуро говорит эдмунд, выходя из машины.
пальцы сводит от напряжения, эдмунд их расправляет и старается не зажиматься. но отчего-то он все равно обостряется, вытачивается вверх все равно что обелиск. эдмунду некомфортно. не от близкого присутствия каспиана, а от того, что тот приносит вместе с собой.
что-то темное, обиженное, на грани злости. эдмунд чувствует, как оно колется на языке. как там сьюзан, - в этом нет ничего такого. но сьюзан точно бы рассказала, если бы за ней ухаживал лорд. сьюзан бы не стала скрывать, сьюзан бы им не заинтересовалась, сьюзан не поступила бы так с эдмундом, который никогда и ничего у нее не просил, кроме—
черт, это все равно что далекие сны. обрывочные, немые, с выцветшей картинкой. это все равно что диафильмы, в которые эдмунд заглядывает, но никак не может вспомнить сюжет, вот-вот его ухватит, но все равно промахивается.
каспиан приносит за собой тьму со стороны моря, которая подступает к эдмунду, все равно что к белоснежному замку, стоящему на невысоком холме. замок в воображении эдмунда красивый, с башнями и сказочным названием, которое трудно выговорить с первого раза. эти прострелы колон отпечатываются у каспиана в глазах.
и вместе с тьмой, охватывающей эдмунда целиком, каспиан приносит с собой что-то более важное.
что-то такое, о чем эдмунд запрещает себе думать, и встряхивает головой. он отходит от странного каспиана - которого он не знает, которого он все еще ни разу не видел до - и пытается разобраться на местности. копать, конечно, отсюда и до обеда. осталось только понять, что искать. эдмунд ходит между другими участниками, прислушивается к их рассказам про какой-то город, который возможно, однажды был тут. может, и не город. может, и не был.
эдмунд замечает, что какой-то участок уже начали обрабатывать. поблизости суетятся геологи, берут пробы почв, и эдмунд понимает, что это затянется до вечера. пока они тут все не разметят, работа дальше не пойдет. когда-то эдмунд и сам начинал с простого. практика в греции, там он служил подставкой для грунтового радара. набравшись опыта, его стали приглашать в турцию и графство йорк (за еду). несколько лет назад в жизни эдмунда случилась италия и даже за деньги (приятно).
теперь он здесь, на родине. собирается искать то ли город, то ли чью-то возвышенную мечту, но к этим раскопкам эдмунд хотя бы приложит руку. и будет сам снимать слой за слоем, осторожно переворачивая эпохи между пальцев. первый слой - самый травмированный (эдмунд разминает шею).
первый слой - это то, что приходит вместе с глупыми вопросами, когда вы едете во внедорожники только вдвоем. первый слой - это эмоции, эмоция эдмунда - злость (он лишь на ней и живет). злость на питера, на себя и на глупые чувства, которые охватывают эдмунда без спроса, а ему теперь надо как-то справляться.
первый слой - это травма. у эдмунда далеко ходить не надо;
травма оставленного.
но раскапывают здесь все же город, а не психологический портрет эдмунда. и то, и другое - битое по частям.
- последняя, - говорят эдмунду и протягивают ему новую палатку в хрустящей упаковке. - поздно ты собираешься устраивать лагерь, уже смеркается.
эдмунд только кивает. еще его будут учить, как разбираться со снаряжением. палатка у него в руках весомая, не средневековый шатер, конечно, но вполне вменяемая, чтобы с комфортом дождаться утра. как раз геологи разберутся с пробами натурального слоя и расскажут, как глубоко на этот раз залегает горизонт почвы.
палатку эдмунд ставит лишь наполовину, когда отвлекается на голоса. мелодичные, певучие и такие лиственные, все равно что солнечный свет сквозь ветки, - они зовут эдмунда за собой. сначала он отмахивается, раздраженно оглядывается на всех остальных в группе. и вдруг замечает, как каспиан, отделяясь от лагеря, ближе подходит к лесному массиву.
голоса смеются на том языке, который никогда не существовал. и они называют эдмунда по имени, предлагая присоединиться.
чистое безумие.
- ты слышишь? - голос эдмунда хрипит, когда он ловит каспиана у кромки леса.
дурак, неужели он туда вздумал идти один?
эдмунду кажется, что он предупреждает касписана об опасности, но на самом деле. на самом деле он желает убедиться в том, что это происходит не только с ним.
- деревья, - уточняет эдмунд и вглядывается в лес. - они говорят с нами.
а это значит только одно. они нашли то, что искали.
то, что эдмунд хотел найти всю свою жизнь, а касписан выискивал по координатам. деревья не обладают голосами, они не смеются. но раз уж это происходит прямо сейчас, то эдмунд на секунду отпускает границы реальности и чувствует, как ему тепло возвращаться домой.
- зима кончилась, - тише говорит он, в темноте ловя взгляд каспиана. - в этот раз она была действительно долгой.
даже по английским меркам, - хочет добавить эдмунд, но давится этими словами. потому что первый слой снят, очевидные травмы считаны, надо копать глубже и идти в культурный слой, который виднеется на эдмунде все равно что борозды после долгих боев.
каспиан приводит вместе с собой злость, специально для эдмунда. а еще - оголтелую ревность, которая закручивается с другой стороны и начинает душить. тоскливая, неприятная ревность, которые давит исподтишка и наблюдает, справится ли эдмунд на этот раз. эдмунд по привычке отмахивается. голоса пропадают, и даже ветер ломается где-то между веток.
совсем не хочется думать, откуда эта ревность взялась.
потому что, по статистике, ревность подразумевает под собой привязанность.
(и нечто большее, чем служебный контракт)